Альберто. Скульптор

Три дня назад, когда в Москве начались унылые осенние дожди, мы с другом, почти случайно оказавшись на Введенском кладбище, внезапно наткнулись на могилу испанского художника и скульптора Альберто (Alberto Sánchez Pérez).

Мне стыдно: я не знал его истории и того, что он похоронен в России.

Альберто родился на четырнадцать лет позже Пикассо и на три года раньше Лорки. Детство провел в Толедо, городе Эль Греко — великого предтечи экспрессионизма и кубизма. Но академическому искусству никогда не обучался, работал хлебопеком, свинопасом и штукатуром.

Выучил грамоту в пятнадцать. В двадцать пять примкнул к социалистам. Месил тесто и продавал хлеб, самоучкой стал художником. Как сценограф, участвовал в постановках театра Лорки. Сражался на Гражданской войне, во время которой его студия в Мадриде была полностью уничтожена при бомбардировке вместе со всеми произведениями.

В 1938-м был отправлен в СССР для обучения рисованию эвакуированных испанских детей. В Союзе дружил и работал с живописцем Петром Кончаловским, режиссерами Григорием Козинцевым и Георгием Товстоноговым. На родину не вернулся. Посвятил последние годы жизни воссозданию своих разрушенных скульптур. Умер в 1962-м, не дожив до падения режима Франко чуть более десяти лет…

Альберто называли «русским художником» испанского происхождения. Довольно много его работ — большинство из частных собраний — можно посмотреть здесь. В том числе, русские деревни, выписанные с лубочно-примитивистским тщанием.

Самая известная работа Альберто — «Путь испанского народа, ведущий к звезде» — была выбрана республиканским правительством для Павильона Испанской Республики на Международной выставке в Париже в 1937 году, вместе с «Герникой» Пикассо.

Любопытно, что после закрытия выставки оригинал этой скульптуры оказался навсегда утерян. Но в 1970 году в подвале старинного здания была найдена гипсовая модель «Пути испанского народа». И уже в 2001-м мадридский музей королевы Софии установил в своем дворике копию работы Альберто. Высотой более 18-ти метров. Там она стоит и по сей день.

В Центре искусств королевы Софии в Мадриде хранится и другая его работа, которая мне лично нравится больше всех — «Материнство». Думаю, это великое искусство. Наследующее первобытному и народному, но ставшее «классикой авангарда» 30-х годов.

Мир праху Альберто. И всех испанцев, покоящихся в русской земле.