«Еврейский вопрос» в истории средневековой Испании: важные факты

Должен вам сразу сказать: я не антисемит, а эта статья не посвящена «еврейскому вопросу» в том виде, как его понимают нацисты или юдофобы всех мастей. Я лишь хочу кратко и схематично рассказать о вехах судьбы евреев Пиренейского полуострова, начиная с «темных веков» после развала Римской империи и заканчивая итогами Реконкисты (конец XV века).

Преследования евреев при вестготах помогли захватчикам-арабам

Историки не имеют единого мнения по поводу времени появления евреев на Иберийском полуострове. Прибытие евреев в Испанию (которую они назвали Сефарадом, отсюда — субэтнос «сефарды») потеряно во тьме веков. Однако наиболее вероятно, что первая диаспора иудеев образовалась тут в 70-х годах первого века н.э. — после разрушения второго храма в Иерусалиме.

Так или иначе, когда вестготские короли приняли католическую веру, они препоручили часть управления государством церковным советам, которые действовали из религиозных соображений и рассматривали евреев как врагов. Последние были весьма образованы и зажиточны: члены иудейской общины исторически занимались торговлей и высококвалифицированным ремеслом.

В конце VI века «ревностные католики» вестготы запретили евреям вступать в брак с христианами. Еще более суровые законы против евреев были приняты в 638-м году. На 16-м Толедском соборе в 693-м году на иудеев, не перешедших в христианство, был наложен специальный налог. Иудеям также воспрещалось заниматься заграничной торговлей и вступать в сделки с христианами. А еще через год церковные власти объявили всех не пожелавших принимать Христову веру евреев рабами.

Королевство вестготов в 625-711 годах
Королевство вестготов в 625-711 годах

По мнению британских востоковедов У.Уотта и П.Какиа, преследования евреев в Испании в конце VII века, и, как следствие этого, подрыв экономики государства являются одной из причин резкого ослабления Вестготского королевства и успешного вторжения инородцев из Северной Африки.

«Понятно, почему еврейское население содействовало мусульманам, как могло»,

— пишут исследователи, рассказывая о стремительном завоевании юга Испании арабо-берберскими войсками в начале VIII века (см. только что вышедшую книгу «История мусульманской Испании». М.: Ломоносовъ, 2021).

Еврей и мусульманин играют в шахматы. Рисунок из "Книги игр" кастильского короля Альфонсо X, XIII век
Еврей и мусульманин играют в шахматы. Рисунок из «Книги игр» кастильского короля Альфонсо X, XIII век

«Золотой век» евреев при мусульманском владычестве — миф или правда?

Некоторые историки иудейского народа называют жизнь евреев при мусульманах «золотым веком» сефардов. Мол, мусульмане были толерантны ко всем религиям, принудительно никого в свою веру не обращали, евреев щадили и даже возвышали.

А испанский исследователь-филолог Америко Кастро в 50-е годы XX столетия вообще выдвинул теорию о конвивиенсии (La Convivencia — «сосуществование»). Согласно его гипотезе, в период с восьмого по пятнадцатый век мусульмане, христиане и иудеи жили в аль-Андалусе относительно мирно.

Впрочем, обращение с немусульманами во время Кордовского халифата остается предметом горячих споров. Хотя еврейская община аль-Андалуса была одной из самых богатых и стабильных еврейских общин, среди ученых нет единого мнения о том, действительно ли это сосуществование между евреями и мусульманами было образцом межрелигиозной гармонии, или же на самом деле обращение с евреями было сравнимо с тем, что происходило в других странах Европы (подробнее читайте по-испански тут).

"Еврейский вопрос" в истории средневековой Испании: важные факты

Очевидно, что евреи чувствовали себя комфортно только в том случае, когда пользовались покровительством халифа или высоких государственных чиновников, которыми даже сами иногда становились. И были в безопасности только до поры.

Изгоняемые мусульманами евреи снова ищут защиты у христиан…

В XI веке Реконкиста (отвоевание испанских земель католиками у мавров) ускорилась, а Кордовский халифат развалился на отдельные княжества, дерущиеся и между собой, и с христианами. Среди мусульман аль-Андалуса росло подозрительное отношение к иноверцам. Особенное недоверие вызывали именно евреи, занимавшие высокие посты.

Нападения мусульман на еврейские общины участились в начале XI века. В 1011, 1013 и 1035 годах они произошли в Кордове, в 1039 году в Сарагосе, но самой кровавой стала резня евреев в Гранаде (1066 год). Тогда во время еврейского погрома за один день погибло более 4 тысяч человек. Поводом к резне послужило недовольство мусульман тем, что пост главного визиря при дворе гранадского эмира занял иудей Юсуф ибн Нагрела (Иехосеф ха-Нагид)…

Юсуфа этого мусульмане, недолго думая, распяли. А богатые и не очень евреи побежали на север, за пределы аль-Андалуса — снова к христианам, искать у них защиты.

"Еврейский вопрос" в истории средневековой Испании: важные факты

…А христиане сами устраивают геноцид!

К концу XIV века католики распространили свою власть почти на весь Пиренейский полуостров, постоянно сжимая кольцо вокруг Гранадского эмирата. Тем временем в Европе уже полвека царила чума, выкашивая целые города. Внимание масс снова переключилось на иудеев: их опять сделали крайними и обвинили в «отравлении колодцев» и стремлении «уничтожить христиан».

Еврейские погромы, начавшиеся в середине столетия во Франции, Германии и Швейцарии, к 1391 году докатились до Севильи, Кордовы, Толедо и Барселоны и других городов. Они проходили под лозунгом: «крещение или смерть!»

По некоторым данным, в тот год в Испании было обращено в христианство более двухсот тысяч евреев. Количество убитых было огромно, но точно не известно. Историки пишут лишь, что еврейские общины во многих регионах были уничтожены окончательно и безвозвратно.

Многие евреи с христианских земель побежали тогда в Португалию, Турцию и Северную Африку. Но были и такие, которым снова удалось укрыться в Гранадском эмирате — сжавшемся, как шагреневая кожа, остатке былой мусульманской империи.

К концу XIV века католики отвоевали у мавров Севилью и Кордову, вплотную приблизившись к Гранаде. Некоторые евреи, спасаясь от погромов, снова обратились за помощью к мусульманам
К концу XIV века католики отвоевали у мавров Севилью и Кордову, вплотную приблизившись к Гранаде. Некоторые евреи, спасаясь от погромов, снова обратились за помощью к мусульманам

Окончательная расправа католиков над евреями в 1492 году

Сведений о том, как и в каких условиях иудеи жили в последние годы существования исламского государства на территории Испании, почти нет. Но одним из первых решений, принятых католическими королями сразу после разгрома Гранадского эмирата в 1492-м года стал не «мусульманский вопрос», а …изгнание из Испании евреев!

Это решение называют «указом» или «декретом Альгамбры». Но на самом деле этих декретов два. Один относился к Арагону, второй — к Кастилии. Отметим сразу, что второй был отменен только в 1969 году — решением диктатора Франко.

Изабелла Кастильская и Фердинанд арагонский стоят у истоков объединенной католической Испании
Изабелла Кастильская и Фердинанд арагонский стоят у истоков объединенной католической Испании

Изгнание было окончательным и бесповоротным:

«мы согласились выслать всех евреев из наших королевств и что они никогда не вернутся»,

— говорилось в декрете.

Исключений для евреев не было — ни по причине возраста, проживания или места рождения. На отъезд из страны иудеям был дан срок в четыре месяца, но чуть позже, «из-за логистики», его продлили еще на два.

«Те, кто не сделает этого в течение этого периода или вернётся впоследствии, будут наказаны смертной казнью и конфискацией их имущества».

Евреям разрешалось продать свою недвижимость и получить выручку от продажи в виде переводных векселей или товаров — но не в чеканной валюте или в золоте и серебре, потому что их вывоз из страны был запрещен законом.

Хотя в указе не говорилось о возможном крещении евреев, эта альтернатива подразумевалась. Как писал историк Луис Суарес, «у евреев было четыре месяца, чтобы принять самое ужасное в своей жизни решение: отказаться от своей веры и присоединиться к христианам, или уехать навсегда».

"Изгнание евреев из Испании". Картина художника Emilio Sala (1850-1910). На заднем плане - Фердинанд и Изабелла, перед ним Великий Инквизитор Торквемада, вблизи к нам, спиной, - представитель иудейского народа
«Изгнание евреев из Испании». Картина художника Emilio Sala (1850-1910). На заднем плане — Фердинанд и Изабелла, перед ним Великий Инквизитор Торквемада, вблизи к нам, спиной, — представитель иудейского народа

Сколько евреев уехало из Испании?

Количество изгнанных католиками евреев остается спорным. Цифры колеблются от 45.000 до 350.000. Следует отметить, что католические монархи фактически были последними из суверенов великих западноевропейских государств, издавших указ о высылке евреев. Королевство Англии сделало это в 1290 году. Франция — в 1394. В 1421-м евреи были изгнаны из Вены, в 1424 — из Линца и Кельна, в 1439 — из Аугсбурга, в 1442-м — из Баварии, в 1485-92 — из Италии. Цель у всех этих государственных решений об изгнании была одна: достижение единства веры в своих странах — от низов до верховного правителя.

Как испанские евреи-сефарды расселялись по миру. Фото - Википедия
Как испанские евреи-сефарды расселялись по миру. Фото — Википедия

Postscriptum: Сегодня евреи возвращаются?

Спустя пятьсот с лишним лет власти Испании решили исправить «историческую ошибку» и вернуть потомков изгнанных евреев назад. В 2015 году Испания позволила вернуться в страну всем, кто докажет свое сефардское происхождение…

Но что произошло потом?

Читайте в следующих публикациях. А для того, чтобы их не пропустить — подписывайтесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал España mía и на канал в Дзене «Испания: страсть Даниила Кислова«